Автомобильная техника ОМОН РФ

Источник и вдохновитель: Автомобиль на службе №29  |  Пока нет комментариев
Автор: sharkoster | 28-11-2013 | Вспомогательная техника
 | 6298 просмотров
Отряд ОМОНа во время несанкционированной акции на Исаакиевской площади

Полицейские подразделения по борьбе с уличными беспорядками появились в 20-х годах XX века в Европе и США. До того времени власти многих стран «успокаивали» бунтующую толпу силами армии. Царская Россия не была в этом смысле исключением. В годы революционных потрясений в России тоже мало кто задумывался о каких-то особых полицейских или милицейских подразделениях. Первые отряды ОМОН были созданы 3 октября 1988 года.

Мировая и гражданская войны нанесли огромный удар по благосостоянию России. Промышленное производство сократилось в 1920 году по сравнению с 1913 годом в 7 раз. Сельское хозяйство пришло в упадок. Крестьяне переживали тяжелые последствия коллективизации. Рабочие страдали от постоянного увеличения норм выработки и усиления трудовой дисциплины, бесконечных «добровольно-принудительных» госзаймов без какой-либо надежды на возврат своих денег. Неоднозначиую реакцию в стране вызывало и стахановское движение.

В дополнение к этому к двадцатой годовщине октябрьской революции раскрутился маховик массовых репрессий. Главная их цель – снятие социальной напряженности путем выявления и наказания «врагов». Репрессивный аппарат и тотальный контроль позволяли пресечь в зародыше любую попытку неповиновения. В крайнем случае, можно было применить войска. Поэтому в то время Рабоче-крестьянская милиция к борьбе с уличными беспорядками не готовилась и соответствующими силами и средствами не располагала.

После смерти Сталина, точнее, после XX съезда партии, на котором произошло развенчание культа личности вождя, люди почувствовали, что тиски ослабли. Скрытое недовольство начало прорываться наружу. Стали отмечаться случаи не только отдельных «антисоветских проявлений», но и массовых беспорядков. Чаще всего поводом для них становились экономические или национальные проблемы. Оперативная обстановка в СССР в конце 50-х – начале 60-х годов заметно осложнилась. Кульминацией этих проявлений стали события 1-2 июня 1962 года в Новочеркасске.

На Новочеркасском электровозостроительном заводе вспыхнула стихийная забастовка. Около 200 рабочих сталелитейного цеха прекратили работу и потребовали повышения расценок за свой труд. Власть, испугавшись волнений, решила использовать войска. Ценой большой крови (погибло 26 человек) бунт был подавлен, а информация о нем засекречена. Высшее руководство страны больше всего боялось огласки, которая нанесла бы значительный политический ущерб партии. Партийное руководство понимало, что от повторения подобных событий страна не застрахована.

плакат: милллиционер, будь на страже общественного порядкаПришло время для создания в системе органов внутренних дел подразделения по борьбе с уличными беспорядками, которое нужно было обучить тактике этой борьбы, оснастить, как теперь принято говорить, «нелетальным» оружием, чтобы избежать, в случае чрезвычайных обстоятельств, человеческих жертв. Уже через месяц после событий в Новочеркасске, 7 июля 1962 года, коллегия МВД РСФСР приняла решение о введении на вооружение милиции резиновых палок, наручников и взрывчатых пакетов со слезоточивым газом. Однако до формирования милицейских спецподразделений тогда дело не дошло.

Только спустя четыре года на основании I Установления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июли 1966 года № 571 «О мерах по усилению борьбы с преступностью» и приказом Министерства охраны общественного порядка СССР от 30 сентября 1966 года № 03 «О формировании специальных моторизированных частей милиции МООП СССР» были созданы первые специальные формирования, одной из задач которых стала борьба с уличными беспорядками.

Специальные моторизованные части милиции (СМЧМ) входили в состав Внутренних войск, но при несении службы по охране общественного порядка на военнослужащих СМЧМ распространялся правовой стат ус сотрудников милиции. Комплектовались СМЧМ по призыву.

Всего было сформировано 43 воинские части, в том числе три полка – в Москве, Ленинграде и Киеве, и 40 отдельных батальонов в крупных административных и промышленных городах СССР общей численностью 10 ООО человек. СМЧМ выполняли задачи по оказанию помощи территориальным ОВД в охране общественного порядка на улицах, борьбе с уличной преступностью, охране общественного порядка при проведении массовых культурных и спортивных мероприятий. Кроме того, военнослужащие СМЧМ в обязательном порядке привлекались к ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий, оказанию помощи потерпевшим, эвакуации населения в безопасное место. Личный состав СМЧМ вооружался как боевым оружием, так и специальными средствами, которые применялись «по обстановке».

Уровень жизни граждан СССР в начале 1970-х годов вырос, правда, ненадолго. Впрочем, «застойное» равновесие свело на нет массовые проявления недовольства. В период с 1969 по 1977 год в Советском Союзе не было зафиксировано ни одного случая массовых беспорядков. Однако случившиеся в январе 1977 году в Новомосковске Тульской области крупные беспорядки на почве недовольства действиями милиции стали «первым звонком», свидетельствующим о возвращении к нерешенным проблемам. Экономические и социальные трудности не сулили в будущем ничего хорошего.

Перестройка открыла «шлюзы», и недовольство, накопившееся за 70 лет советской власти, выплеснулось наружу. Первыми в череде событий, прокатившихся во второй половине 80-х годов по всему Советскому Союзу, стали массовые волнения, охвати вш не в декабре 1986 года столицу Казахской СССР Алма-Ату. Формальным поводом для них стало назначение первым секретарем ЦК компартии Казахстана Г. Колби на, русского но пациоиаль ности. Это противоречило сложившейся в то время практике. В результате национально ориентированная казахская молодежь вышла на улицы, чтобы выразить протест против «диктата Москвы». Волнения были подавлены с помощью солдат внутренних войск, милиции и курсантов, действия которых были неоправданно жесткими. Имелись человеческие жертвы. 1 Іонимая, что недовольство людей набирает обороты, руководство союзного МВД приняло решение о создании профессиональных подразделений по борьбе с уличными беспорядками. 3 октября 1988 года МВД СССР издало секретный приказ № 0206 о формировании отрядов милиции особого назначения (ОМОН). В соответствии с приказом № 0206 отряды милиции особого назначения были созданы в структурах органов внутренних дел трех союзных республик (МВД Украины, Белоруссии и Казахстана), одной автономной республики в составе РСФСР (МВД Башкирской АССР) и тринадцати краев и областей РСФСР.

 

Конец 80-х - начало 90-х было непростым временем для ОМОНа. Сотрудникам этих подразделений пришлось решать не только задачи по охране общественного порядка. Вооруженное участие рижского и вильнюсского ОМОНа в борьбе против независимо-сги Латвии и Литвы в 1991 году стало одной из самых мрачных страниц в истории советской милиции. В мае и октябре 1993 года московский ОМОН был задействован в милицейских операциях в связи с обострением оперативной обстановки, возникшей из-за политического противостояния Президентам Верховного Совета России. Результаты этих операций оказались неутешительными. Уровень профессионально-психологической подготовки и техническое оснащение явно не соответствовали решаемым задачам. Требовалось улучшить тактическую и специальную подготовку личного состава подразделений ОМОН,укрепить их материально-техническую базу. С этого времен и началось оснащение ОМОНа новой техникой, втом числе бронетранспортерами. В 2000-худелялось особое внимание созданию специальной техники. Так, вместо бронетранспортеров отряды особого назначения получили автомобили «Тигр», вместо устаревших водометов польского производства и водометов «Лавина» на колесных тягачах БАЗ – современные водометные машины на шасси «Урал», КАМАЗ и ГАЗ. 

Автомобиль ЗИЛ-1301 с кузовом SHL-740 для транспортировки нарядов милиции Автомобиль ЗИЛ-1301 с кузовом SHL-740 для транспортировки нарядов милиции
Показательные выступления на базе ОМОН «Зубр» Польский полицейский водомет А3-515 Гидромиль-2, 1983 год
Водометный автомобиль «Шторм» среднего класса на шасси КАМАЗ-53605 Тяжелый водометный автомобиль Лавина-Ураган на шасси Урал-535363
ГАЗ-233036 ТИГР ОМОН МВД РФ Водометный автомобиль Гроза малого класса на шасси ГАЗ-ЗЗ104 Валдай
на вооружении ОМОН стояли бронетрранспортеры БТР-80 Небронированный четырехдверный автомобиль Тигр 
ВМ-4320 предназначен для транспортировки нарядов ОМОН к местам проведения операций автомобили СПМ-1 и СПМ-2 московского ОМОНА на учениях
Автомобиль на шасси КАМАЗ-43114 для доставки личного состава к месту несения службы В салоне ГАЗ-233036 Тигр оборудованы места для водителя, старшего машины и десанта
Автомобиль ПАЗ-3205-АКС (мод. 29623) кинологической службы ОМОН Сводный отряд сотрудников ОМОН выехал на специальную операцию

Первоначально в ОМОН в 80-е годы поступаласпецтехника польского производства. Надо сказать, что именно Польша среди всех «братских стран» имела к тому времени самый богатый опыт подавления уличных протестов. Моторизованные милицейские формирования поохране общественного порядка (ZOMO) были созданы в ПНР еще в 50-е годы. 11х личный состав имел на вооружении защитную экипировку, щиты, резиновые палки, а также водометы. Келецкий завод специальных автомобилей SHL в Польше выпускал милицейские водометы, как их называли поляки, «поливалки» – АЗ-515 «Гидромиль-2». Базой для него стал грузовик Jelch Р420. Именно он и поступил на оснащение ОМОН, прежде всего в Москве. Кроме польских «поливачек», предполагалось применять и водометные машины АЦ-40 – обычные пожарные автоцистерны на шасси ЗиЛ-131 и Урал-375, все спецоснащение которых сводилось к зарешеченным окнам и светотехнике. Кстати, поляки помогли советской милиции не только водометами, но и машинами, официально именовавшимися «автомобили для транспортировки нарядов милиции SHГ-740». Эти были мрачные зарешеченные 18-местные фургоны, которые завод SH I. монтировал на удл и ненн ых шасси ЗиЛ-1ЗОГ. Чуть позже, уже в 90-е годы, на вооружение ОМОН поступили армейские бронетранспортеры, но они оказались малопригодными для милицейской службы в городских условиях. Бронетранспортеры были громоздки и маловместительны, плюс затрудненная посадка и высадка десанта, недостаточный обзор с мест механика-водителя и командира и плохая маневренность. Кроме того, армейские бронемашины имели малый ресурс, были сложны и дороги в эксплуатации. Жизнь диктовала новые требования. ОМОН нуждался в новой специальной бронированной машине, более легкой, маневренной и в то же время хорошо защищенной. В 90-е годы отечественная промышленность таких машин не выпускала. Ситуация изменилась в 1997 году, после того как ЗАО «Промышленные компьютерные технологии», дочерняя фирма ОАО ГАЗ, но заказу военного ведомства Объединенных Арабских Эмиратов разработало проект высокомобильного многоцелевого транспортного средства Tiger и построила несколько его опытных образцов. Формальным заказчиком проекта выступала многопрофильная фирма Bin Jabr Group Ltd.

Автомобили заказчику понравились, но контракт на их поставку так и не был подписан, в результате чего в распоряжении Горьковского автомобильного завода остался полный комплект конструкторской документации, поэтому было принято решение о самостоятельном продвижении «Тигров» на рынке. Первым потенциальным заказчиком, заинтересовавшимся автомобилем, который к тому моменту получил название ГАЗ-233034 «Титр», стало МВД России. Две машины приняли в опытную эксплуатацию в московский СОБР. Серийный выпуск автомобиля «Тигр» был организован на Арзамасском машиностроительном заводе.

Основой конструкции «Тигра» является рама, на которую монтируется базовая часть агрегатов машины. В передней части рамы ус тановлен американский шестицилиндровый дизель Cummins В205 с турбонаддувом мощностью 203 л. с., что позволяет машине весом 7,5 г развивать скорость до 120 км/ч. Трансмиссия состоит из коробки передач, раздаточной коробки с блокируемым межосевым дифференциалом, карданной передачи, самоблокирующихся межколесных дифференциалов повышенного трения и колесных редукторов. Подвеска всех колес – независимая, на сдвоенных поперечных рычагах. Шины – переменною давления. На шасси «Тигра» могут быть установлены различные кузова, как обычные, так и бронированные. В стандартную комплектацию автомобиля также входят:гидроусилитель руля, автоматическая подкачка шин с электронным управлением, предпусковой подогреватель и электрическая лебедка. На ГАЗ-233001 «Тигр» дополнительно могут быть установлены кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный и независимый отопители.

Машину, предназначенную для МВД, назвали СИМ, «специальная полицейская машина». Она выпускается в двух основных модификациях, отличающихся классом бронирования: СПМ-1 (ГАЗ-233034), которая имеет защиту кузова по 3-му классу в соответствии с ГОСТ Р 50963-96, и С1ІМ-2 (ГАЗ-233036), защищен ная но 5-му классу. В отличие от базового автомобиля ГАЗ-2330 «Тигр», они имеют монолитный бронированный кузов с двумя боковыми и одной задней двустворчатой дверьми. Кузов СПМ-1 оборудован одним люком в крыше и открывающимися бронестеклами в дверях. Кузов СПМ-2 оснащен двумя люками в крыше. Бронестекла не открываются, но у них имеются бойницы для ведения огня из стрелкового оружия. Вместимость обоих вариантов милицейского «Тигра» – 9 человек, включая водителя. В машинах предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Официально СПМ-1 и СПМ-2 приняли на вооружение милиции в 2007 году. Подразделения ОМОН используют автомобили СПМ-1 и СПМ-2 как в операциях по пресечению массовых беспорядков, так и в «мероприятиях» по борьбе с терроризмом. Высокие маневренность и защищенность машин позволяют им успешно действовать непосредственно в очагах беспорядков, взаимодействуя как с пешими бойцами, так и спецтехникой, например водометами. Наряд ОМОН, используя СИМ, может более эффективно применять светошумовые спецсредства или гранаты со слезоточивым газом. Большинство милицейских «Тигров» окрашены гак же, как и остальные милицейские (полицейские) автомобили: белый или светло-серый с синей полосой вдоль борта. В качестве дополнительною оборудования на крыше СИМ устанавливается сигнальное громкоговорящее устройство (СГУ) и проблесковые «маячки» синего цвета.

ОМОН факты

  • Когда мирные демонстрации и митинги превращаются в уличные беспорядки и бесчинства, в дело вступает специальный полицейский отряд – ОМОН
  • Основной задачей ОМОНа является охрана общественного порядка, борьба с массовыми беспорядками и обезвреживание вооруженных преступников
  • В 2003 году руководством МВД принято решение о закупке партии автомобилей «Тигр» для оснащения спецподразделений МВД России
  • Первого марта 2002 года министр внутренних дел Российской Федерации Б. Грызлов подписал приказ за № 190, согласно которому 3 октября становится официальным Днем отрядов милиции особого назначение (ОМОНа). Дал а 3 октября выбрана в связи с тем, что именно Приказам МВД СССР № 0206, изданным в этот день в 1988 году, в России, Белоруссии, Украине и Казахстане были созданы первые отряды милиции особого назначения органов внутренних дел.
  • На ОМОН возлагается выполнение следующих функций:
    •  охрана общественного порядка при проведении общественно-политических, спортивных, культурно-зрелищных и других мероприятий, а также во время стихийных бедствий, эпидемий, крупных производственных аварий, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств;
    •  предупреждение причин групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков;
    • участие в мероприятиях по задержанию вооружен н ых преступ н и ко в.
  • Отряд милиции особого назначения МВД РФ «Зубр» создан в феврале 2006 года на базе существовавшего с 1988 года ОМОН ГУВД Московской области. Отряд базируется в городе Щелково и подчиняется непосредственно министру внутренних дел. По данным СМИ, численность «Зубра» составляет около 2500 человек, на вооружении имеются БТР, автомобили «Тигр»и другая спецтехника, в состав отряда включены снайперы и кинологи.
  • Кинологическая служба Центра специального назначения сил оперативного реагирования ГУ МВД России по городу Москве ведет свою историю с мая 1995 года, когда приказом МВД РФ инженерно-техническое отделение было преобразовано в инженерно-технический отдел с введением восьми должностей милиционеров-кинологов, занимающихся поиском взрывчатых веществ, устройств, оружия и боеприпасов. Сейчас на службе числятся 57 снециалистов-кинологов и 37 служебных собак.
  • Первые отряды ОМОН появились в двенадцати городах СССР, среди которых были Ленинград, Москва, Минск и Рига. После развала Советского Союза отряды особого назначения стали возникать и в других крупных городах Российской Федерации, и к концу 1990-х они существовали уже в каждом городе, население которого превышало 500 тысяч человек.
  • 30 ноября 2011 года приказом министра внутренних дел подразделению спецназа московской полиции вернули старую аббревиатуру. Напомним, что после принятия закона «О полиции» специализированные силовые структуры изменили свое название. Отряд милиции особого назначения (ОМОН) стал ООНом (отряд особого назначения). Теперь аббревиатура расшифровывается так: отряд мобильный особого назначения. Как и прежде, ОМОН используется при выполнении задач по обеспечению общественного порядка.
  • Претенденты на вакансию «полицейский-боец» в московском ОМОНе должны иметь рост не менее 175 см, хорошие физические данные, славянскую внешность, московскую или подмосковную прописку, отсутствие судимостей. Предпочтение отдается отслужившим в ВС РФ.

загрузка...
  Голосов:  2  

Комментирование временно отключено. Нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.