Фотографии и описания потерь украинского Черномоского флота

Источник и вдохновитель: Журнал «Форбс»  |  Пока нет комментариев
Автор: sharkoster | 30-03-2014 | Морской флот
 | 6969 просмотров

Военно-морские силы Украины потеряли в Крыму практически все свои корабли – а это около 80% всех кораблей и судов украинских ВМС. Часть из них сдалась самостоятельно, часть была захвачена в результате штурма. Российский Андреевский флаг был поднят над 51 украинским кораблем в Крыму.

Что теперь Россия будет делать с украинскими кораблями? Источник в штабе ВМФ России сообщил, что Черноморский флот может пополниться более чем 30 украинскими кораблями и судами обеспечения. Но сначала они пройдут освидетельствование технического состояния. Всем кораблям, скорее всего, будут возвращены первоначальные названия, которые они носили до раздела Черноморского флота в 1997 году.

При этом немалую часть украинских кораблей наши эксперты* называют «ржавым железом», которое почти наверняка будет списано на утилизацию. Многие из этих кораблей устарели морально и физически, многие давно не ремонтировались и не поддерживались в боевом состоянии. К тому же Черноморский флот скоро пополнится новыми современными кораблями (15 новых надводных кораблей и электродизельных подводных лодок — до 2020 года), и держать на балансе старые корабли будет тем более нецелесообразно. Еще о подлодке «Запорожье»

Подробнее о том, что потеряла и сохранила Украина, что приобрела Россия, и есть ли в этом какой-то военный смысл — в нашей галерее.

*Экспертами при подготовке материала выступили военнослужащие ВМФ России, пожелавшие не афишировать свои имена.

Подводная лодка «Запорожье» (U01)

подлодка «Запорожье» подлодка «Запорожье» под российским Андреевским флагом

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 641, на данный момент единственная действующая субмарина этого проекта. Спущена на воду в 1970 году в Ленинграде. В 1997 году после раздела кораблей Черноморского флота отошла Украине (которая по договору получила 18,3% кораблей ЧФ СССР) и стала единственной подводной лодкой ВМС страны.

«Запорожье» досталась Украине в плохом техническом состоянии, у нее были проблемы с аккумуляторными батареями. Почти все это время субмарина не выходила в море и не совершала погружений, простояв у причала или находясь на ремонте. Лишь в последние годы она начала участвовать в парадах, а в 2012 году осуществила наконец погружение на перископную глубину (14 м). В 2012-2013 годах «Запорожье» ремонтировалась на российских заводах. 20 марта подлодка сначала была заблокирована российскими войсками, экипажу несколько раз предлагалось перейти на сторону России, однако тот отвечал отказом. 21 марта штурмовая группа захватила корабль, им помогали моряки из личного состава субмарины. Позже они изъявили желание продолжить службу в составе ВМФ, остальная часть экипажа покинула корабль.

22 марта 2014 года над "Запорожьем" был поднят флаг ВМФ России, она была отбуксирована из бухты Стрелецкая в бухту Южная.

Опрошенные нами эксперты не видят особого смысла в дальнейшем функционировании подлодки «Запорожье» в составе РФ, даже несмотря на "свежий" ремонт. Таких лодок в составе российских флотов нет, подлодки проекта 641 давно морально устарели. Проще было бы ее переоборудовать в музей – как это было сделано с лодкой Б-413 этого же проекта в Калининграде. Впрочем, не исключено, что она может продолжить службу в составе Черноморского флота в том или ином качестве.

Сейчас в состав Черноморского флота России входят три дизель-электрические подводные лодки - Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б, Б-871 «Алроса» проекта 877 и Б-261 «Новороссийск» проекта "Варшавянка". До 2017 года флот получит еще 6 новых дизель-электрических подводных лодок.

Сторожевой корабль "Гетман Сагайдачный" (U-130)

Фрегат «Гетман Сагайдачный» - U130

Флагман украинских ВМС, пограничный сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей» для России мог бы быть "лакомым куском". Это самый крупный корабль в составе ВМС Украины и один из самых современных кораблей этого проекта. Он был построен на верфи в Керчи по заказу погранвойск КГБ СССР и спущен на воду в 1992 году. В собственность Украины перешел в июне 1992 года в недостроенном состоянии.

Единственный корабль ВМС Украины (и до, и после разделения флота), который может пойти в дальние зоны. В момент украинских событий «Гетман Сагайдачный» находился в Средиземном море. Член комитета Совета Федерации РФ по международным делам Игорь Морозов заявлял, что команда корабля перешла на сторону России и подняла Андреевский флаг. Ответ команды был более чем красноречив:

UA от команды Гетман Сагайдачный

 5 марта «Сагайдачный» прибыл в Одессу под украинским флагом, где сейчас и находится.

Корабль управления "Славутич" (U510)

Корабль управления Славутич

 

"Славутич" строился как большой разведывательный корабль — корабль освещения подводной обстановки проекта 12 884 (хотя изначально этот проект также разрабатывался для перевозки и обезвреживания ядерных реакторов подводных лодок). Единственный корабль такого класса за всю советскую и постсоветскую историю судостроения. Спущен на воду в 1990-м году. В 1992 году перешел в состав ВМС Украины, где был переделан в корабль управления. 23 марта на нем был поднят российский флаг.

Не исключено, что в составе Черноморского флота может быть возвращен к своему первоначальному функционалу – большого разведкорабля. У украинцев до марта было два корабля управления – "Славутич" и "Донбасс". По мнению экспертов, ВМС Украины в стратегическом смысле представляли из себя "нелепый винегрет". Корабли управления необходимы при наличии полноценного флота, которого у Украины не было. В составе украинских ВМС был большой десантный корабль ("Константин Ольшанский"), но морской десант имеет смысл проводить, только когда он массовый и высадка идет с нескольких десантных кораблей. Плюс в ВМС Украины остался один корабль дальней зоны – "Гетман Сагайдачный", который без кораблей охранения не может никуда ходить. А кораблей охранения у Украины нет. Фактически ВМС Украины до отсоединения Крыма являлись каботажной (прибрежной) флотилией.

Артиллерийский катер "Скадовск" (U170)

Артиллерийский катер Скадовск (U170)

Второй боевой корабль, оставшийся у Украины. Сторожевой катер проекта 1400М «Гриф». На воду спущен в 1990 году, в составе ВМС Украины с 1992 года. Базируется в Одессе, используется для охраны морских границ. Фактически у ВМС Украины кроме "Гетмана Сагайдачного" и "Скадовска" больше крупных боевых единиц нет (хотя и последний большой боевой ценности не представляет).

Украине удалось спасти из Крыма 2 боевых корабля (включая флагман «Гетман Сагайдачный»), 5 катеров и 3 судна обеспечения. Плюс Украина потеряла свои черноморские базы на полуострове. Единственная база, где могут базироваться крупные военные корабли, осталась в Одессе. Если раньше украинские корабли могли ходить в Средиземное море и Индийский океан, то теперь их зона действия ограничена северной частью Черного моря. Также Украина больше не сможет участвовать в международных акциях за пределами Черного моря.

Малый противолодочный корабль "Хмельницкий" (U208)

Малый противолодочный корабль Хмельницкий (U208)

Малый противолодочный корабль (корвет по западной классификации) проекта 12412 «Молния-2». Спущен на воду в 1985 году, тогда же поступил в состав Черноморского флота. В 1997 году был передан в состав ВМС Украины в плохом техническом состоянии. В связи с отсутствием финансовых средств у Украины долго находился в резерве.

В 2011 году прошел ремонт и в сентябре того же года, наконец, вышел на испытания в море и принял участие в учениях. 20 марта 2014 года на «Хмельницком» был поднят Андреевский флаг. Наверняка будет включен в состав Черноморского флота России. По мнению экспертов, все малые противолодочные корабли, доставшиеся от украинских ВМС, могут войти в строй ЧФ. Скорее всего, они будут включены в 68-ю бригаду кораблей охраны водного района.

Ракетный катер "Прилуки" (U153)

Ракетный катер Прилуки (U153)

Ракетный катер проекта 206-МР «Вихрь». Вступил в строй в 1980 году, участвовал в учениях, парадах, артиллерийских и ракетных стрельбах. 20 марта 2014 года на корабле был спущен флаг ВМС Украины и поднят флаг ВМФ России. Проект «Вихрь» считается относительно старым проектом – еще 1970-х годов, велика вероятность, что ракетный катер будет списан.

 Примечательный факт: ракетный катер "Конотоп" этого же проекта был продан Украиной Грузии в 1999 году, где он был переименован в "Тбилиси". В ходе военного конфликта с Грузией в августе 2008 года был подорван российским спецназом.

Малый противолодочный корабль "Тернополь" (U209)

Малый противолодочный корабль Тернополь (U209)

Малый противолодочный корабль проекта 1124М. Из-за нехватки средств строился 11 лет и был спущен на воду в 2002 году. Считался одним из самых современных кораблей ВМС Украины.

На счету корабля многочисленные артиллерийские и ракетные стрельбы, участие в учениях, походах и парадах. 20 марта 2014 года на корабле был поднят флаг ВМФ России. Скорее всего, "Тернополь" продолжит службу в составе Черноморского флота России.

Малый противолодочный корабль "Луцк" (U205)

Малый противолодочный корабль Луцк (U205)

Малый противолодочный корабль проекта 1124М (корвет по западной классификации). «Луцк» - практический новый корабль, был заложен в 1991 году, в 1993 году спущен на воду и включен в строй ВМС Украины. Участвовал в многочисленных стрельбах и учениях.

20 марта 2014 года на корабле был поднят российский флаг. "Луцк" может быть включен в бригаду противолодочных кораблей Черноморского флота России после необходимого ремонта. В 2006 году на "Луцке" произошел сильный пожар, была удалена значительная часть обшивки, после чего кораблю потребовался средний ремонт.

четыре малых противолодочных корабля проекта 1124 под российским флагом
На фотографии – четыре малых противолодочных корабля проекта 1124 под российским флагом. Два бывших украинских – "Тернополь" и "Луцк", два российских – "Александровец" и "Суздалец". Не исключено, что скоро они окажутся вместе в одной бригаде в составе Черноморского флота. На украинских кораблях установлена более современная радиолокационная станция – трехкоординатная «Фрегат М2ЭМ» российского производства.

На российских кораблях – более старая РЛС "Рубка". Это объясняется тем, что украинские корабли — более поздней постройки. Также можно заметить, что на российских кораблях законсервированы турбинные двигатели. Это связано с тем, что производитель турбин находится на Украине. После распада СССР Россия утратила возможность их техподдержки, и на тех малых противолодочных кораблях, которые были произведены на Украине, турбины были законсервированы, использовались только дизели. Форсажная газотурбина может быть расконсервирована в случае, если кораблю придется принимать участие в реальных боевых действиях.

По данным украинских СМИ, представители ВМС Украины пытаются договориться с Россией о возврате двух кораблей, которые были построены на Украине уже после раздела Черноморского флота СССР, – противолодочных кораблей "Луцк" и "Тернополь".

Большой десантный корабль "Константин Ольшанский" (U402)

Большой десантный корабль Константин Ольшанский (U402)

Большой десантный корабль проекта 775 польского производства. Спущен на воду в 1985 году. Корабль неоднократно принимал участие в международных учениях и сбор-походах кораблей ВМС Украины, эвакуировал граждан Украины из Ливии во время военного конфликта в 2011 году. 6 марта был заблокирован вместе с шестью другими украинскими боевыми кораблями на озере Донузлав. Российские моряки блокировали фарватер, затопив несколько списанных кораблей (БПК «Очаков», водолазное судно проекта 535 - ВМ-416, буксир "Шахтер").

По сообщениям СМИ, команда «Константина Ольшанского» перед началом штурма корабля залила цементным раствором (по другой версии – засыпала песком) двигатели, были разбиты навигационное оборудование и приборы управления огнем. 24 марта 2014 года над «Константином Ольшанским» был поднят флаг ВМФ России. Для России "Ольшанский" представляет определенный интерес и может быть включен в состав 197-й бригады десантных кораблей, основу которой составляют его систершипы. Если будет принято положительное решение, большому десантному кораблю потребуется ремонт.

Морской тральщик "Черкассы" (U311)

Морской тральщик Черкассы (U311)

 

Морской тральщик проекта 266-М. Всего в составе ВМС Украины было три морских тральщика - "Чернигов", "Черкассы", "Геническ" (все они оказались под контролем России). Скорее всего, они все будут включены в один из дивизионов тральщиков в составе Черноморского флота России.

Тральщик «Черкассы» был взят под контроль последним. Перед захватом 25 марта он несколько часов маневрировал по озеру Донузлав, не подпуская к себе катера и вертолеты. Корабль не мог выйти из озера, так как выход заблокирован затопленными кораблями (включая списанный БПК "Очаков"), которые пустили ко дну российские моряки. Группа захвата смогла подняться на борт после взрыва, который лишил «Черкассы» хода. Экипаж судна после штурма остался на борту до утра и попросил не опускать украинский флаг, пока последний украинский моряк не покинет корабль. Смотрите Попытка прорыва из Донузлава тральщика Черкассы 24.03.2014 и еще Как "Черкассы" пытался оттащить с фарватера затопленный ВМ-416


загрузка...
  Голосов:  4  

Комментирование временно отключено. Нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.