Танки вчера и сегодня

Источник и вдохновитель: Грин Майкл, Браун Джеймс, Валлье Кристоф - Танки. Стальная броня стран мира. 2010
Автор: sharkoster | 8-12-2011 | Бронетехника
 | 7321 просмотр | 1 комментарий
Танк Рено "FT-17"Танк Рено "FT-17"  Теория танков

Фотографии танков

Интресно знать о танках 

 

Теория танков

Танк — это боевая машина, оснащенная броневой защитой и вооружением. Танки являются одним из ключевых элементов вооруженных сил и незаменимы в наземных сражениях. Но это определение не является догмой. В мире не существует унифицированного стандарта танка. Каждый производитель оценивает собственные потребности, особенности предполагаемого поля боя, тактику, силы вероятного противника, свои производственные возможности и принимает решение о том, какие танки ему необходимы.

В 1910 г. в ряде государств были созданы подразделения военной авиации. Массовое использование самолетов началось в ходе итало-турецкой войны 1911 — 1912 гг. (Триполитанская война). 23 октября 1911 г. итальянский пилот осуществил разведку позиций противника на моноплане «Блерио-XU, а 1 ноября 1911 г. была произведена первая бомбардировка. Бронемашины на вооружение армий основных держав поступили только в 1914 г. Впервые в боевой операции танки (32 машины Mark I) использовали англичане 15 сентября 1916 г. на р. Сомме (Первая мировая война).

Танки появились позже, чем самолеты. Принимая во внимание многообразие бронемашин, их широкие возможности, не перестаешь удивляться скорости и эффективности эволюционного процесса, который начался менее столетия назад и достиг таких впечатляющих высот. Большинству непрофессионалов, которые, обычно, услышав слово «танк», представляют наиболее распространенную компоновку с двигателем, расположенным сзади, центральной башней и орудием, будет нелегко разобраться в отличиях конструкций танков разных стран.

Статья иллюстрирует тенденции танкостроения в странах — основных производителях танков. Данная тема достаточно сложна и обширна, чтобы осветить ее в одной книге. Поэтому мы поставили перед собой цель продемонстрировать изменения концепции танка в различных государствах. Отметим, что новые идеи возникали не только на базе собственного опыта, но зачастую заимствовались у союзников и даже противников. Развитие танкостроения и создание современных танков представляет собой сложный процесс. В современном танке воплотились самые передовые идеи, а также богатая история бронированных машин.

американский средний танк М3американский средний танк М3
Некоторые танки, которые находились в строю во время Второй мировой войны, имели орудия большего калибра, установленные на спонсонах корпуса и меньшего калибра, установленные в башне. Примером этому служит американский средний танк М3.  Национальный архив

Идеальный танк должен обладать неуязвимостью, мобильностью и огневой мощью, превосходящими танки потенциального противника. Однако воплощение в жизнь трех этих критериев усложняется тем, что они противоречат друг другу. Небольшая, легкая машина будет наиболее мобильна. В то же время броневая защита предполагает большие габариты или вес. Высокая огневая мощь требует наличия тяжелого вооружения и способности перевозить максимальное количество боеприпасов. Удачная конструкция означает не столько воплощение в жизнь этих принципов, сколько компромисс: каждое из свойств должно как можно меньше ущемлять другие два. Кроме того, не следует забывать о надежности, легкости в эксплуатации и дешевизне.

Однако основное взимание конструкторов сосредоточено на том, чтобы бронемашина могла добраться до предполагаемого поля боя, суметь выжить достаточно долго, чтобы нанести противнику урон.

Мобильность танка должна удовлетворять потребности тех, кто его использует как в стратегическом, так и в тактическом смыслах. Стратегическая мобильность связана с возможностями переброски танков в район боевых действий. Танк может добраться до места назначения своим ходом. Но чаще для перевозки используют другие виды транспорта. Поэтому при конструировании следует помнить о габаритах бронемашины, его массе и давлении, которое она развивает. Нельзя также упускать из виду возможности транспортных средств. Тактическая мобильность более сложная категория, потому что физические особенности местности и природный ландшафт не могут быть известны во всех подробностях на стадии проектирования.

Тактическая мобильность танка зависит от трех главных компонентов: давления на поверхность, соотношения мощности и массы и подвески. Давление, развиваемое машиной, является важным показателем: машина не должна проваливаться в мягком или сыпучем грунте и увязать. Для того чтобы минимизировать давление, конструкторы большинства стран используют гусеницы и от пяти до семи колесных блоков на каждой стороне танка. Гусеницы используются не потому что «так положено*, а потому что они распределяют массу танка по поверхности гораздо лучше колес. Конструкция, включающая менее чем пять колес, создает нежелательное увеличение давления на поверхность. А количество колес большее, чем семь, требует уменьшения диаметра колес, соответственно увеличивается сопротивление движению при вращении.

Соотношение мощности и массы — еще один принципиальный критерий. Он показывает, насколько танк может увеличить скорость и удерживать ее при подъеме и преодолении препятствий. В отличие от тех машин, которые мы часто видим в голливудских фильмах, где танки выглядят неуклюжими и громоздкими, словно бегемоты, современная бронетехника достаточно быстра. Способность танков передвигаться по пересеченной местности приводит в изумление неискушенного наблюдателя. Один из эпитетов, которыми награждают танк — «шоковая» машина, возник не только благодаря устрашающей огневой мощи, но и благодаря способности стремительно появляться на поле боя, внося смятение в ряды противника. Скорость и маневренность позволяют танку выжить в условиях боя не только потому, что делают из танка трудную мишень, но и потому, что у противника недостаточно времени для принятия правильного решения.

Первые танки комплектовались бензиновыми двигателями, которые тогда считались лучшими и были более легкими.

танк М4 «Шерман»танк М4 «Шерман» 
Средний танк М4 «Шерман». принадлежащий Музею кавалерии и бронетанковых войск Паттона, принимает участие в шоу. Около 50 ООО таких танков были выпущены амери канскими заводами во время Второй мировой войны. ЧуХсу

По мере того как совершенствовались технологии, на смену карбюраторным пришли дизельные и газотурбинные двигатели. Танки с газотурбинными двигателями в основном производились в США, России и Швеции. Экспериментальные образцы есть и в других странах. Турбины намного меньше и легче дизельных двигателей, но их применение влечет за собой повышенные требования к количеству и чистоте воздуха, который используется для сгорания топлива. Это зачастую делает неприемлемым использование газотурбинных двигателей. Безусловно, электрический двигатель производит гораздо меньше шума, а доступность источника энергии на борту танка позволяла бы разместить электромагнитное оружие. Однако масса и объем современных электрических двигателей, а также их цена оставляют дизельные и газовые турбины двигателями ближайшего будущего.

Конструкция подвески должна позволять танку двигаться по сложному грунту и преодолевать препятствия. Удачная подвеска не только предохраняет экипаж от изматывающей тряски, но и обеспечивает стабильную оружейную платформу, а также распределяет динамические нагрузки на опорные элементы и улучшает ходовые качества танка. В большинстве современных танков используется независимая система подвески, когда каждый опорный каток соединен с корпусом независимо от остальных через свою рессору. Такая система подвески в наибольшей степени соответствуют требованиям, которые предъявляются к системам подрессоривания быстроходных гусеничных машин. Некоторые танки используют гидропневматическую подвеску, но сравнительно высокая стоимость производства и эксплуатации служат препятствием для более широкого распространения этой системы. Таким образом, применение такой подвески ограничено некоторыми специализированными машинами, демонстрационными и опытными образцами.

Хотя некоторые колесные машины демонстрируют впечатляющие результаты на дорогах или ровной местности, их способность передвигаться в условиях сложного рельефа, противостоять нагрузкам и выжить в бою остается под большим вопросом. Очевидно, что основным направлением в танкостроении в обозримом будущем останется производство танков на гусеничном ходу с дизельными или турбинными двигателями.

Исторически сложилось, что броня танка состояла из цельных или собранных воедино закаленных стальных листов. Защита современных танков прочна не только благодаря композиционным материалам, из которых изготовлена, но и благодаря форме. К сожалению, летальная информация о материалах и конструкторских находках ревностно охраняется и зачастую засекречена. Достаточно сказать, что броня современных танков намного превосходит стальную защиту машин прошлых лет, а ее качества невозможно оценить на основе визуального анализа. Лобовая броня американского «Абрамса» или британского «Челленджера* значительно прочнее высококачественной закаленной стали той же толщины. Кроме того, современные танки используют системы динамической защиты, которая уничтожает снаряды противника до того, как они успевают поразить танк. Самые передовые разработки уже продемонстрировали способность нейтрализовать все имеющиеся виды противотанковых снарядов, противотанковых гранат (РПГ), управляемых противотанковых ракет (ПТУР) и мин. Подобные системы нашли применение в армиях нескольких стран.

 танкМ103танкМ103
Ответом американской армии на советские тяжелые танки времен холодной войны (1949-1991) стал М103. тяжелый танк, вооруженный длинным и мощным 120-мм орудием Музей кавалерии и бронетанковых войск Паттона

Современные танки оснащены скорострельными орудиями, способными вести огонь снарядами разных типов. Хотя все страны-производители танков экспериментировали с управляемыми снарядами и управляемыми ракетами, стоимость такого вооружения, а также высокая взрывоопасность ракетных боеголовок стали препятствием на пути широкого распространения подобного вооружения.

Точность выстрела современных танковых орудий координируют сложные системы контроля за стрельбой, системы наведения и поиска. Таким образом, сегодня бронированные машины способны обнаружить и поразить практически любую цель, находящуюся в зоне видимости. Причем точность танкового вооружения превосходит точность снайперских винтовок — стрельба на расстояние 1500 метров и более и поражение цели с одного выстрела давно стали нормой. Хотя многие страны занимаются разработкой электромагнитных орудий, очевидно, что классическое орудие будет оставаться на вооружении танка еще долгое время.

Предлагаю Вам составить собственное представление о разнообразии типов танков. Изучив родословную каждой модели, можно понять, как развивалось танкостроение на протяжении десятилетий. Самые оригинальные концепции были разработаны благодаря урокам прошлого и усилиям конструкторов, которые стремились наделить танк высокой мобильностью, надежной броней и грозным оружием. О танках и не только вы сможете прочесть на страницах этого сайта.

Фотографии танков

наверх
танк Тип  			74танк Тип 74 
Производство основного японского боевого танка -Тип 74» началось в 1974 г. Танк вооружен 105-мм орудием британского производства У этого танка башня характерной обтекаемой формы и большие углы наклона брони корпуса. Танковый музей в Бовингтоне
советский  			танк Т-72советский танк Т-72 
Американские морские пехотинцы изучают советский танк Т-72 во время занятий по боевой подготовке Таким образом морские пехотинцы знакомятся с образцами вооружения предполагаемого противника Информационный центр вооруженных сил США (DVIC)
Леопард IIЛеопард II 
Границы Западной Германии в 1980-х гг. были надежно защищены танками «Леопард II». Танк вооружен чрезвычайно точным 120-мм орудием. Краусс-Маффей

 

M60A3 АбрамсM60A3 Абрамс  Командир американского танка M60A3 пользуется лазерным дальномером, в то время как наводчик, место которого расположено ниже и впереди командирского. смотрит в прицел Информационный центр вооруженных сил США. (DVIC)

 

Челленджер II танкЧелленджер II танк 
Во второй половине 1980-х гг. самым современным британским танком оставался вооруженный 120-мм орудием «Челленджер I» Ему на смену пришел «Челленджер II». Танковый музей в Бовиннгтоне
АбрамсАбрамс 
Аналогом немецкого «Леопарда І» стал американский основной боевой танк "Абрамс" Сначала он был вооружен 105-мм орудием, а затем 120-мм. таким как на фото. Министерство обороны

 

Интресно знать о танках

наверх

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ФУНТ – Британская армия для калибрования орудий до. во время и после Второй мировой войны часто использовала артиллерийский вес снаряда'. Американская армия измеряет калибр в миллиметрах (мм) или дюймах Подобным образом поступают в большинстве армий мира.  Единицей измерения служил артиллерийский фунт — чугунный шар диаметром 2 дюйма, массой около 490 граммов. Двухфунтовый снаряд примерно соответствует калибру 76 миллиметров.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ВЫСТРЕЛ – Основными компонентами танкового артиллерийского выстрела являются: гильза, капсюль, метательное вещество (порох) и боевая часть (снаряд) Капсюль воспламеняет порох и пороховые газы выталкивают снаряд Некоторые танковые вы стрелы напоминают по строению унитарные патроны, в которых снаряд. пороховой заряд и средство воспламенения соединены с гильзой в одно целое Большинство современных снарядов снабжено электрическим детонатором.

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА – Стальная броня обладает немалой массой Требования к мобильности танка ограничивают вес брони. Поэтому конструкторы стараются добиться максимального защитного эффекта, размещая толстую броню в наиболее уязвимых местах Самая мощная броня обычно расположена на лобовых стенках корпуса и башни

БАШНЯ танка установлена на башенное кольцо. Ее может вращать командир танка или наводчик, используя автоматику или вручную. Благодаря вращению башни экипаж может вести огонь во всех направлениях, когда танк неподвижен, и даже во время движения (на современных моделях). Орудие вращается вместе с башней, но движется в вертикальной плоскости независимо.

БРОНИРОВАНИЕ ПОД РАЦИОНАЛЬНЫМИ УГЛАМИ – Конструкторы танков стремились размещать броню под таким углом, чтобы попавший снаряд срикошетил вверх. Еще одним преимуществом наклонной брони является уменьшение ее массы. Вертикальная броня зачастую не выдерживает прямого попадания снаряда Наклонная броня такой же толщины гораздо эффективнее Если угол наклона оптимален, то снаряд скорее отскочит от брони, чем пробьет ее.

БОЕПРИПАСЫ СОВРЕМЕННОГО ТАНКА – Современный танк при стрельбе по бронемашинам противника в основном использует бронебойные оперенные подкалиберные снаряды (БОПС). БОПС не содержат взрывчатого вещества — броня вражеского танка пробивается исключительно за счет кинетической энергии Кинетическая энергия равна половине произведения массы тела на квадрат его скорости. Высокая кинетическая энергия достигается благодаря применению материалов высокой плотности при изготовпении тела снаряда или сердечника Широко распространены сердечники из сплавов вольфрама или обедненного урана БОПС имеют низкое лобовое сопротивпе-ние. поэтому способны сохранять высокую скорость даже на предельной дальности, за счет чего сокращается время полета до цели и увеличивается точность стрельбы.

ВКЛАД ФРАНЦУЗОВ В КОНСТРУИРОВАНИЕ ТАНКОВ – В 1926 г. конструкторы "Char В1 bis" первыми в мире оснастили машину двумя раздельными дифференциалами на каждую бортовую передачу, а также применили особую систему затормаживания гусениц для более эффективного поворачивания.

ГУСЕНИЦЫ – позволяют танку передвигаться в условиях бездорожья Эта конструкция представляют собой ленту, составленную из отдельных звеньев — траков, которые соединены между собой стальными штифтами.

КОМПОНОВКА ТАНКА – Конструкция французского легкого танка "FT-17" определила развитие танкостроения вплоть до сегодняшнего дня Именно в этой машине место для механика-водителя размещалось впереди, что сегодня является классическим В центре помещался отсек, который венчала вращающаяся башня с пушкой Двигатель находился сзади. Его фото в заглавии статьи.

КУМУЛЯТИВНЫЕ ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ЗАРЯДЫ – Кумулятивный противотанковый заряд обычно представляет собой стальной стакан с облицованной медью конической выемкой, которая находится спереди от детонатора Благодаря этой выемке энергия взрыва обращена в сторону поражаемого объекта При взрыве такого заряда формируется тонкая кумулятивная струя, состоящая из раскаленного металла и газа, которая прожигает броню.

НАРЕЗЫ В СТВОЛЕ ТАНКОВОГО ОРУДИЯ – Стволы танковых пушек времен Второй мировой войны были снабжены нарезами, которые придавали снаряду вращательное движение Спиралевидные нарезы в канале ствола входили в изготовленный из мягкого металла поясок на снаряде. Кроме того, нарезы запирали в стволе пороховые газы, увеличивая дальность стрельбы Покинув канал ствола, снаряд продолжал вращение Благодаря этому обеспечивалась его устойчивость на траектории и точность стрельбы

НАЗНАЧЕНИЕ ГУСЕНИЦ – гусеницы распределяют массу танка, снижая давление на грунт. Чем тяжелее танк, тем более широкие гусеницы ему нужны, чтобы передвигаться по мягкому грунту. Гусеницы танков времен Первой мировой войны имели запас хода от 20 до 60 миль (примерно от 32 км до % км). Гусеницы современных машин выдерживают расстояние более 3000 миль (4 828 км).

СРЕДСТВА СВЯЗИ В ПЕРВЫХ ТАНКАХ - Во время Первой мировой войны тяжелые танки не имели внутренних переговорных устройств. Команды экипажу подавались голосом. Так как внутреннее пространство танка было достаточно большим. членам экипажа приходилось подходить другу к другу очень близко и попросту кричать в ухо. Сигналы при помощи рук были также распространены. но пороховые газы и пыль часто мешали их разглядеть и правильно трактовать.

СИСТЕМА ПОДВЕСКИ – Способность современных танков двигаться быстро по пересеченной местности достигается не топько за счет мощности двигателя, но и за счет подвески Подвеска влияет на плавность хода, а значит и точность стрельбы, смягчает тряску и толчки и обеспечивает приемлемые условия экипажу.

ОТЕЦ ФРАНЦУЗСКОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ – Артиллерийский офицер, полковник (позднее получивший звание генерала) Батист Этьенн считается инициатором создания тяжелых и легких французских танков в период Первой мировой войны Он не был изобретателем, но подал идею использования бронированных машин на попе боя.

ПРОТИВООТКАТНЫЙ МЕХАНИЗМ – Откатом называется движение ствола в направлении, противоположном выстрелу, которое обусловлено давлением пороховых газов на казенную часть орудия. Возврат ствола в прежнее состояние называется накатом. Противооткатный механизм поглощает импупьс пороховых газов, чтобы избежать слишком резких движений ствола.

ПРЕИМУЩЕСТВА ГЛАДКОСТВОЛЬНЫХ ОРУДИЙ - Гладкоствольные орудия имеют ряд преимуществ перед нарезными Они способны выдерживать бопее высокое давление и дешевле в производстве. Кроме того, гладкоствольные орудия изнашиваются не так быстро, как нарезные При одинаковом количестве взрывчатого вещества начальная скорость снаряда в гладкоствольном орудии выше, чем в нарезном. Энергия не расходуется на дополнительное трение о нарезов на стволе. Так как современные танковые снаряды оснащены стабилизаторами, они устойчивы в полете и не нуждаются в придании им вращения. 

ПУСТЫННЫЙ КАМУФЛЯЖ – окраска британских танков. которые принимали участие в боевых действиях в Северной Африке. называлась «мираж» или "пустынное сияние". Она сочетала пятна цвета неба и песка Считалось, что под лучами палящего солнца такой танк издалека будет трудно заметить.

ТРАССИРУЮЩИЕ СНАРЯДЫ – В боевой комплект современного танка почти всегда входят трассирующие снаряды. Обычные снаряды трудно обнаружить, если они не попадают в цепь и не взрывают ся при контакте с землей Трассирующие видны в полете и позволяют корректировать стрельбу На ночных фотографиях стрельбы трассирующими снарядами хорошо видны волнистые линии Изломы объясняются вибрацией камеры

ТЕПЛОВИЗОРЫ – Тепловизоры представляют собой сложные высокотехнологичные приборы, которые фиксируют тепло и передают образ объекта на монитор внутри танка Тепловизор позволяет экипажу находить и идентифицировать цепь даже в полной темноте.

ТАНКОВЫЙ ПРИЦЕЛ – орудие наводится на цель с помощью специального оптического прибора путем наложения прицельной сетки на изображение цели Таким образом достигается высокая точность стрельбы.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТАНКА  состоит из передаточного механизма, ведущих колес, натяжных копес. гусениц и опорных катков Натяжные колеса (по одному на каждой гусенице) расположены спереди (при заднеприводной конфигурации ходовой части) и сзади (при переднеприводной) и служат для того, чтобы контролировать направление движения гусениц.

РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖА - Большинство средних и тяжелых танков времен Второй мировой имели экипаж из пяти человек, включая командира, наводчика, заряжающего, находящихся в башне. А также механика-водителя, помощника механика-водитепя-пулеметчика в передней части корпуса. В немецких танках механик-водитель-стрелок выполнял функции радиста. После Второй мировой войны исчезла необходимость в помощнике механика-водителя-пулеметчике. Экипаж большинства современных танков состоит из четырех человек.


загрузка...
  Голосов:  0  
# 1, Автор: Geandelemia | 22 декабря 2011 12:33
| | | |
почерпнул много нового

Комментирование временно отключено. Нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.