Вспомогательная техника на базе Т-34

Источник и вдохновитель: все указано  |  Пока нет комментариев
Автор: sharkoster | 27-07-2013 | Вспомогательная техника
 | 9417 просмотров

Танк-тягач Т-34

Перед войной и во время войны танковые тягачи промышленностью серийно не производились. В апреле 1940 г. под руководством Н.Г.Зубарева был разработан технический проект тяжелого транспортного трактора на базе шасси танка Т-34, получившего обозначение "Машина 42". В сентябре -ноябре 1942 г. на заводе № 183 был изготовлен в двух экземплярах на базе шасси танка Т-34 опытный образец этой машины ("Объект 42").

Во время войны в качестве тягачей использовались танки Т-34 с неисправным вооружением, с которых силами войсковых мастерских демонтировались башни. Погон башни запаивался броневым листом, в котором устанавливался входной люк. Тягач предназначался для эвакуации с поля боя в укрытие поврежденных и неисправных танков или буксирования средних и легких танков к месту ремонта, а также для вытаскивания танков при легких и средних видах застреваний.

После войны на основе опыта войсковых частей по использованию тягачей на базе шасси танка Т-34 были разработаны и приняты на вооружение Советской армии три вида тягачей: тягач с лебедкой, тягач с комплектом такелажного оборудования, тягач Т-34Т, а также самоходный кран СПК-5.

Танковый тягач, созданный на базе танка Т-34.  A tank retriever based on a T-34 tank chassis.
Фотографии из танкового музея народно освободительной армии Китая
Танк-тягач Т-34 танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т
танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т
танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т
танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т
танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т
танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т
танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т
танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т СУ-100
танк тягач Т-34Т  танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т

Тягач на шасси танка Т-34 76 № 131290 производства Нижнетагильского Танкового Завода первой половины 1942 года. Источник

Цитата: interest68
Машина находится в г.Уссурийске Приморского края, то есть далеко от места боевых действий ВОВ, поэтому и приходится мудрить. У нас кругом все вырезали, остались танки только на о. Желтухина, но военные их не отдают, ждут наверное пока им «помогут» освободится от металлолома. История тягача мы предполагаем такая – тягач прошел модернизацию по образцу 1968 г. в боевом отделении находится подогреватель, а затем наверное после нескольких лет в армии поступил на ремонт на завод (наверное даже на наш, по тому, что на о. Желтухина находятся тягачи такого же вида только «военные» с курсовым пулеметом, с отверстием под прибор МК-4 и люком механика-водителя) там его демилитаризировали то есть сняли люк механика-водителя и установили жестянку, заварили амбразуру пулемета, заварили отверстие под установку прибора МК-4 и передали железнодорожникам, затем он попал к оленеводам. Таких тягачей и оленеводов было два один они в 2008 году порезали на лом, а второй у них выкупили в ноябре 2009 г. Вообще машина зверь – бегает дай бог каждому.
танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т
танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т
танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т

Тягач Т-34Т на службе в египетской армии 70-е годы

танк тягач Т-34Т танк тягач Т-34Т
 
Танк мостоукладчик

Вопрос о создании в НАТИ танка-мостоукладчика на базе шасси танка Т-34 по типу мостового танка ИТ-28 был поставлен начальником технического управления ГБТУ инженер-полковником С.А. Афониным в июле 1943 г. Но эта задача в годы войны так и не была выполнена. Заводами промышленности серийно такие машины не выпускались.

В ноябре 1942 г. на Ленинградском фронте по предложению инженер-полковника Г.Л. Федорова на ремонтном заводе № 27 была изготовлена небольшая партия танков-мостов ТМ-34 на базе шасси танка Т-34.

Танк-мост ТМ-34 предназначался для преодоления линейными танками Т-34 естественных и искусственных препятствий (рвов, оврагов и т.п.) непосредственно под огнем противника. Машина заезжала в противотанковый ров, как бы заполняя его собой, после чего по мостовой ферме проезжали линейные танки.

Машина представляла собой танк Т-34, на котором была установлена специальная металлическая ферма, шарнирно закрепленная к его кормовой части. Передняя часть фермы укладывалась на специальные, приваренные к танку опоры. В кормовой части машины располагалась платформа для прикрытия гусениц и для облегчения въезда танков на мост. Для облегчения съезда танков с моста после прохождения через ров, носовая часть фермы предварительно устанавливалась на высоту переднего края рва. Для этой цели ферма моста приподнималась за счет деревянных чурок подкладываемых между фермой и опорами.

Танк-мост ТМ-34 был разработан в двух вариантах: без башни и с башней, имеющей ограниченные углы подъема и поворота пушки. По заключению БТУ ГбТу танк-мост отличался простотой конструкции, но имел определенные недостатки, такие как: невозможность входа во рвы, заполненные водой; непригодность для преодоления контрэскарпов; сложность эвакуации изо рва самой машины при застревании; при установке моста терялись боевые свойства танка Т-34. Для установки моста необходимо было наличие пологого съезда в ров и, наконец, существовала опасность затопления экипажа во рвах, заполненных водой.

Между тем, танк-мост был достаточно надежным в эксплуатации. По данным испытаний, проведенных комиссией Управления командующего (УК) БТиМВ Ленинградского фронта, танк-мост обеспечивал возможность преодоления рвов трапецеидального профиля шириной от 5 до 12 м и глубиной от 2,5 до 4,5 м. Хотя из-за вышеуказанных недостатков эти машины не были приняты на вооружение, опытная партия танков-мостов успешно применялась в наступательных операциях в 1942-1943 гг. на Ленинградском фронте.

Опыт изготовления и боевого применения ТМ-34 был использован при разработке новых, более совершенных конструкций мостоопорных танков. В 1944 г. на Калининском фронте силами и средствами войсковых частей был изготовлен само-сбрасывающийся с танка деревянный мост.

Опыт войны подтвердил необходимость создания мостоукладчиков, которые облегчали преодоление инженерных заграждений танковыми подразделениями и тем самым сокращали потери при взламывании обороны противника. Кроме танков-мостоукладчиков перед войной в опытном порядке на танке Т-34 были установлены самосбрасывающиеся деревянные фашины, которые обеспечивали танку преодоление искусственных препятствий – в виде противотанковых рвов и эскарпов. На фотографиях ниже: A. "Танк-мост" - ТМ-34. ТМ-34 "Bridge Tank"; В. Преодоление "экранированным" танком Т-34 противотанкового рва с помощью танка-моста ТМ-34. An "applique" T-34 tank negotiates an antitank ditch with the help of the TM-34 bridgelayer.

танк мост проезд танка по мосту
Танк Т-34 с фашинами для преодоления преград

В 1940 г. в мастерских Научно-исследовательского института инженерной техники (НИИИТ) РККА для танка Т-34 были разработаны и изготовлены деревянные фашины, которые предназначались для преодоления линейными танками рвов шириной до 6 м и глубиной до 2 м. Был изготовлен и испытан опытный образец приспособления. Фашины устанавливались на линейном танке с помощью приспособления УКСТП (универсальный комплект специальных танковых приспособлений).

В результате установки фашин вести огонь из башни было можно только вперед в пределах небольшого сектора. После сброса фашин возможность ведения кругового огня восстанавливалась. Наблюдение с места механика-водителя в переднем секторе было ограничено стойками крепления приспособления. Сброс фашин производился без выхода экипажа из машины и мог осуществляться на подъемах до 10° и кренах до 5°. Скорость движения по фашинам допускалась до 10 км/ч. Диаметр фашин составлял 1,4 м. масса приспособления — 1100 кг. Укладка фашин на танк производилась командой из 6 человек и с установкой крепления занимала 20 мин. Фашины успешно прошли испытания в 1940 г. на НИБТ полигоне, однако дальнейшие работы были признаны нецелесообразными. Ниже: Танк Т-34, оснащенный фашинами. А Т-34 tank equipped with fascines.

танк оборудованый фашинами Танк Т-34, оснащенный фашинами
Танк Т-34 с приспособлением для отрывки канав-траншей

В 1940 г. в НИИИТ РККА был разработан канавокопатель, устанавливаемый на танки KB, T-28, Т-34, БТ-7М и Т-26, и предназначенный для отрывки за один проход канав-траншей трапецеидальной формы (глубиной до 500 мм, шириной по днищу 300 мм и по верху 850 мм). С применением универсальных отвалов на высоте 500 мм от дна образовывались бермы, предохранявшие канаву от осыпающегося грунта. Такие траншеи могли служить простейшим укрытием для пехотинцев в бою и позволяли им скрытно переползать под огнем противника как в сторону противника, так и по фронту, быстро доводить окоп до профиля, позволявшего вести стрельбу "с колена".

В ноябре-декабре 1940 г. на НИБТ полигоне были произведены испытания канавокопателя, установленного на вышеперечисленных марках машин. Лучшие результаты испытаний были получены на танке Т-34, который за один проход машины создавал требуемый профиль траншеи. Ниже фото:Танк Т-34 во время испытаний канавокопателя "KB". Ноябрь 1940г. А-В. А Т-34 tank undergoing testing with the "KV" ditch-dig

Танк Т-34 во время испытаний канавокопателя KB;. Ноябрь 1940г. танк с канавокопателем
Советские танки минные тральщики

Работы по созданию средств для преодоления танками минно-взрывных заграждений (МВЗ) были развернуты еще в начале 30-х гг. В 1932 — 1934 гг. были разработаны и экспериментально проверены различные конструкции минных тралов, предназначенных для установки на танки Т-26, Т-28 и БТ. В результате работ по испытаниям тралов были установлены преимущества каткового трала перед бойковым.

Острая необходимость в средствах преодоления МВЗ возникла уже в годы войны.

В 1942 г. под непосредственным руководством преподавателя Военно-инженерной академии им. Куйбышева П.М.Мугалева был создан катковый трал ПТ-3, который после испытаний в том же году был принят на вооружение РККА и с апреля 1943 г. серийно выпускался на Тульском машиностроительном заводе.

Противоминный трал ПТ-3 устанавливался впереди танка (Т-34-76 или Т-34-85), который толкал его перед собой. Он состоял из рамы и двух рычагов, посаженных на вал, который, в свою очередь, вращался на двух подшипниках, прикрепленных к корпусу танка. Две катковые секции (шириной 1400 мм каждая) были посажены на ось трала независимо одна от другой с большими зазорами, что позволяло им в определенных пределах огибать неровности местности. Поперечные уклоны местности также отслеживались рамой благодаря ее перекосу относительно рычагов. В транспортном положении трал поднимался при помощи лебедки на высоту, достаточную для свободного движения танка.

Максимальная масса трала достигала 5,3 т. Трал вполне оправдал себя в ходе боевых действий, хотя и претерпел за это время некоторые изменения. Первый танковый полк, оснащенный тралами ПТ-З, был сформирован и середине 1943 г. и получил боевое крещение на Воронежском фронте.

танк минный трал танк минный трал минный трал на танке
Танк Т-34-85 оснащенный катковым минным тралом ПТ-3.
АТ-34-85 tank with a PT-3 roller mine trawl during testing.

 

Чехословацкий тягач и подъёмный кран на базе Т-34

В 1949 году правительство Чехословакии заключило с СССР соглашение о покупке лицензии на производство танков Т-34-85. После получения всей необходимой документации и подготовки производства завод CKD Praha в 1951 году начал выпуск тридцатьчетверок, продолжавшийся до 1956 года. Всего, по чехословацким данным здесь изготовили 3185 танков. Машины чехословацкого производства имели некоторые отличия от советского оригинала, например, в форме башни и дополнительных баках Большое количество танков Т-34 чехословацкого производства было отправлено на экспорт. Кроме самих танков в Чехословакии производили различные машины на базе Т-34 -самоходный кран, БРЭМ VT-34 (изготовлено около 300 единиц) причем их выпуск продолжался и после прекращения производства танков Т-34.

Эвакуационный тягач CW-34, выпускавшийся в Чехословакии на базе Т-34 (ИТ) Эвакуационный тягач CW-34 чехословацкого производства за работой (ИТ) Схема расположения оборудования на кране СПК-5, переделанном из танка Т-34

 

  Т-34. Первая полная энциклопедия / Максим Коломиец. — М. : Яуза : Стратегия-КМ : Эксмо, 2009.
Неизвестный Т-34 Автор: Желтов, М. Павлов, И. Павлов, А. Сергеев, А. Солянкин : Экспринт 2001.

загрузка...
  Голосов:  1  

Комментирование временно отключено. Нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter.